Кружевных узоров мастерица

2013 Зима

Мария Гуляева

Кружевница Иля Сергеевна Верещагина. Фото www.cultinfo.ruИля Верещагина – вологодская кружевница. Ее жизнь связана с кружевом с 15 лет: после окончания кружевного училища она пришла работать на фабрику «Снежинка». Трудилась там до выхода на пенсию: сначала кружевницей, затем контролером и инженером-технологом. Сегодня она ведет курсы кружевоплетения в Музее кружева.

«В кружевоплетение я пришла, можно сказать, случайно. Тогда я была еще совсем ребенком и доверилась выбору мамы. У нас в семье кружевниц не было, но мама считала эту профессию очень подходящей для женщины».

Кружевоплетение – ремесло, которое не каждому дается. Но на пути Или Сергеевны встретились люди, безмерно увлеченные кружевом: педагоги и знаменитые кружевницы Капитолина Исакова, Ольга Смирнова, художники Вера и Надежда Веселовы, Виктория Ельфина, Галина Мамровская, Ангелина Ракчеева.

«Не сразу все получалось, но постепенно я полюбила свою профессию всей душой. И во многом благодаря тому, что в училище, помимо производственного обучения, много внимания уделялось истории кружевного промысла. Была хорошая библиотека, мы изучали образцы старинного кружева в музеях, часто бывали и на кружевной фабрике – могли воочию наблюдать, как работают кружевницы. Педагоги приносили на занятия свои изделия, которыми мы восхищались и которые до сих пор стоят у меня перед глазами. Как тут не влюбиться в кружево?!»

«Дарящая радость» (кружевница И. С. Канёнкова (Верещагина)). Фото В. К. Тарасовского для газеты «Вологодская неделя». Вологда, 1968 г. Фото из архива Музея кружева

На «Снежинке» Иля Сергеевна работала с 1965 года. Она считает те времена «золотыми» для вологодского кружева. У каждого художника, технолога, кружевницы было огромное желание создавать что-то интересное, необычное, выполнять все качественно и вовремя.

«Меня пригласили в лабораторию, где разрабатывались новые изделия. Эта творческая интеллектуальная работа в талантливом коллективе очень увлекала меня. Нравилось искать всевозможные варианты переплетений, подбирать нитки и цвета. Мы в основном продумывали массовый ассортимент, спрос на который во многом зависел от моды. В 1960 – 70-е годы объемы заказов порой были настолько большими, что с ними с трудом справлялись более 6000 кружевниц, работавших в Вологде. Но в то же время художники и кружевницы создавали уникальные произведения для выставок и музеев, выполняли эксклюзивные заказы, например, в 70-х годах трудились над концертным платьем для Эдиты Пьехи, в 90-х – над кружевным нарядом для Надежды Кадышевой. 

И. С. Верещагина беседует с мастером по спецзаказу. Вологда, кружевное объединение «Снежинка», 1973 г. Фото из архива Музея кружеваЯ, как технолог, должна была внедрять в производство все идеи наших художниц. Нужно было досконально знать, как каждая вещь выплетается, и уметь рассказать это кружевницам буквально с закрытыми глазами, потому что мастерицы-надомницы консультировались со мной по телефону. Кроме того, в мои обязанности входило посещение межреспубликанских оптовых ярмарок, где заключались договоры с покупателями со всего Советского Союза. Несколько раз я была на выставках за границей – представляла вологодское кружево и фирму «Снежинка». В 2003 году на международной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне к нашему стенду подошла большая делегация во главе с интеллигентной немкой, заговорившей со мной по-русски. Она посетовала, что кружевниц в Германии осталось мало, а молодежь почти не интересуется этим ремеслом. Только вечером из теленовостей я узнала, с кем беседовала – с известным немецким политиком, лидером Христианско-демократического союза Ангелой Меркель».

Кружевница И. С. Верещагина на выставке народных художественных промыслов. Финляндия, г. Куусанкоски, 1990 г. Фото из архива Музея кружеваС чего начинается кружево? Прежде всего, художник придумывает узор, затем создает сколок – технический рисунок будущего кружева. Подбираются нитки, цветовая гамма, подходящая по размеру подушка…

«Любая кружевница должна разбираться в технологии. Нужно уметь читать сколок, знать варианты плетения, принципы деления изделия на фрагменты (если оно большое). Маленькую вещь, сувенир, можно сплести за один-два дня, большие, бывает, плетутся месяцами. Все зависит от сложности рисунка и размера изделия. У меня в студии некоторые ученицы удивляются, как я с первого взгляда могу все это понять. Но ведь эти знания и умения я приобрела не за один день. На «Снежинке» в производство внедрялось более 60 видов изделий ежегодно. Представьте, сколько я их увидела за всю жизнь – и все они у меня в памяти! Где бы они мне ни встретились, я сразу узнаю наше изделие и назову имя художника. Ведь у каждого автора свой почерк».

У кружев есть свои стандарты качества: равномерное натяжение нити по всему орнаменту, аккуратно выполненная зашивка (нужно спрятать все ниточки в начале и окончании орнамента), достаточно утянутый плетешок, округлые, равномерные петельки, а насновка – самый сложный элемент – должна быть красивой овальной формы. Работа очень кропотливая и требующая большой сосредоточенности. Да и физически труд кружевницы легким не назовешь. Сложно сидеть весь день в одном положении: немеют мышцы, устает спина. Поэтому важны правильная организация рабочего места и хорошее освещение.

И. С. Верещагина на примерке кружевной пелерины. Склад готовой продукции при магазине фирмы «Снежинка». Вологда, 2004 г. Фото из архива Музея кружева«Оборудование у кружевниц самое простое – такое же, как и 300 лет назад. Это подставка – пяльцы, которые с помощью ремня можно зафиксировать под подушку любого размера. Сами подушки обычно набивают опилками, а лучше всего сеном или соломой. Деревянные коклюшки бывают разной длины – кому как удобнее. У некоторых кружевниц есть коклюшки, которые достались им от бабушек».

И тут задаешься вопросом: какими качествами должна обладать кружевница? Нет сомнений, что необходимо умение сосредоточивать внимание, развитое наглядно-образное мышление, тонкое цветоразличение, хорошая память и художественный вкус. А Иля Сергеевна добавляет: «Самое главное – любить свое дело, быть преданной ему на сто процентов». И на самом деле, когда читаешь рассказы о знаменитых вологодских кружевницах и художницах или беседуешь с современными мастерицами, ясно становится, что это люди, в хорошем смысле одержимые кружевоплетением.

«В студии кружевоплетения при Музее кружева сегодня занимаются 35 женщин. Я рада, что сегодня у меня есть, кому передать свой опыт. Мои ученицы совершенно разные – и по возрасту, и по характеру. Но всех объединяет любовь к кружеву. Когда я начинала вести занятия, у меня занимались 42 человека. Со временем ушли те, кто был настроен на быстрый результат. Среди оставшихся есть очень способные ученицы, которые все схватывают на лету. Они уже начинают фантазировать, придумывают свои вещицы и при желании, я уверена, достигнут самых больших высот мастерства».